Главная Новости «Я еще с начала 90-х хранил деньги под дубом — не пропало ничего» Интервью Германа Стерлигова «РБК Daily»

«Я еще с начала 90-х хранил деньги под дубом — не пропало ничего» Интервью Германа Стерлигова «РБК Daily»

26.01.2010 14:45

Создатель нашумевшего Антикризисного расчетно-товарного центра (АРТЦ) Герман Стерлигов решил скорректировать свои планы и устроить в России золотую лихорадку. Сам г-н Стерлигов утверждает, что всего лишь перелагает мировой тренд на инвестиции в драгоценные металлы в российскую бизнес-реальность. Как ГЕРМАН СТЕРЛИГОВ перешел от бартера к золотой бирже, он рассказал корреспонденту РБК daily СЕРГЕЮ ЛАВРЕНТЬЕВУ.

— Герман Львович, вы банкрот?

— Еще какой! Въехали в четыре раза большее здание на Садовом кольце, оборудовали хранилище под золото, нанимаем дополнительный персонал, расширяем географию офисов, скупаем золото в Лондоне и Колумбии.

— Но ведь ваша компания АРТЦ подала на банкротство?

— Это юридическая скукотища. АРТЦ лишь одна из компаний. Группа компаний остается и сохраняет все направления своей деятельности, добавляя мощную золотую инфраструктуру. Объем заявок на подобные сделки достиг примерно миллиарда долларов — это ничтожная цифра. Отсутствия кредитования, кризиса ликвидности оказалось недостаточно для перехода на нашу систему взаимозачетов. Доходов не было, АРТЦ был дотационным, и мы были формально обязаны приступить к процедуре банкротства. В любом случае его функции передаются управляющей компании «Международная резервная расчетная система». В этом нет ничего необычного, и это вовсе не конец антикризисного проекта, а начало работы его следующей стадии.

— Для многих кризис стал сокрушительным ударом, а вы недовольны тем, что мировая экономика оказалась более устойчивой?


— Да на самом деле я рад, что пока удается удерживать ситуацию, по крайней мере в России. Дефолт компаний и крупнейшей мировой валюты — американского доллара, — который мы ожидали, не наступил. Кризис продолжается в экономике, во многих ее отраслях, но дефолта пока не случилось. А все, что мы делали, затачивалось именно под дефолт. Поэтому мы оказались вынуждены скорректировать свою деятельность — перейти с «военных рельсов» на «мирные». Дефолт доллара — это не предмет для дискуссии, это неизбежность. И чудо, что его еще не случилось. Потому что печатание триллионов ничем не обеспеченных долларов бесконечно продолжаться не может. А вслед за дефолтом доллара потянутся и другие валюты, и возникнет необходимость внедрять систему расчетов, которую мы подготовили. Пока же зима, для которой мы готовили сани, не наступила, но когда она придет, за ними встанут в очередь.

— В очередь за золотом вставать надо уже сейчас?


— Умные люди уже давно в этой очереди, а те, кто вовремя не сообразил, подстраиваются и разогревают цену золота. Помните, как американские и европейские пенсионные фонды погорели на «прибыльной» ипотеке? Пенсионеры теперь сами монетки скупают золотые: «золотых орлов», «кленовые листы» — все, что в продаже есть. Цены подскочили, да и монетки в дефиците.

— Но прогореть можно и на золоте. Падение цен может уничтожить накопления...

— Такими аргументами сейчас и пытаются манипулировать. Золотом чуть ли не детей пугают. Пугают, потому что сами страшно боятся увеличения спроса. ФРС, ЕЦБ, Банк Англии и западные банковские системы хотят если не запретить уход инвесторов из бумажных денег в золото, то хотя бы запугать их высокой волатильностью, которую сами и создают.

— Похоже на заговор, но реальность-то заставляет задумываться о рисках и возможном обвале цен.

— Все помешались на обвалах цен на все. Сколько столетий, даже тысячелетий люди используют именно золото, больше никто ни в чем не уверен. Поймите, речь идет не о быстром заработке, а о сохранении непосильно заработанных денег. Для вас что важнее: чтобы у вас деньги были или чтобы вы на них могли через пару лет хоть что-то купить? Мы предлагаем никому не доверять свои деньги. Ни пенсионным фондам, ни банкам. Люди в Сбербанке в 1991 году потеряли в среднем по 5 тыс. долл. на своих счетах. Эти деньги сгорели, превратились в резаную бумагу. А теперь считайте. Если бы вы купили на эти деньги золота по 367 долл. за унцию, то сегодня его можно было бы продать больше чем за 10 тыс. долл. Не пытайтесь подсчитать доходность, она небольшая с учетом инфляции, но зато у вас на руках был бы самый надежный и высоколиквидный инструмент. И главное, деньги бы не пропали. Я называю это «индивидуальный пенсионный фонд».

— Где гарантия, что с вашим хранилищем ничего не случится, что золото действительно будет находиться в нем?

— Во-первых, все золото полностью застраховано. Хранилище проходит независимый аудит несколько раз в году, точно так же работают швейцарский VIA MAT или британский Brink’s. Ну и, конечно, вы всегда можете забрать золото из хранилища и закопать в лесу. Я еще с начала 90-х хранил деньги под дубом — не пропало ничего.

— Вы уверены, что на золото и на услуги биржи будет хороший спрос и этот проект не придется замораживать, как и предыдущий?

— Первыми клиентами скорее всего будут и ваши читатели. А по поводу моей уверенности в успешности этого проекта могу сказать следующее: даже если биржа закроется, на руках у клиентов останется чистое золото, которое они все равно смогут продать.

— А вы уже себе «золотую» пенсию обеспечили, даже хранилище пришлось открывать?

— Хранилище и биржа золота открыты для всех, это та необходимая инфраструктура, которая позволит быстро обращать золотые монеты в бумажные деньги и обратно. Разница в цене покупки и продажи ничтожна, это не 20-процентный спред в банках. Золото не покидает хранилища, а все биржевые сделки проходят с участием двойных складских свидетельств, на 100% обеспеченных металлом. Для контроля за работой хранилища мы создали наблюдательный совет, куда приглашаем профессиональных участников рынка. Что касается моей личной пенсии, то это мои пятеро детей, а сбережения я храню так: треть — в золоте, треть — в баранах и треть — в меде.
 
Copyright © 2011 ООО «РРТЦ Башкортостан».
Создание сайтов в Уфе