Власти решили, что мы слишком много знаем |
30.04.2010 11:03 |
![]() Правительство России засекретило информацию о доходах и расходах Резервного фонда России и Фонда национального благосостояния. Соответствующее постановление подписал премьер Владимир Путин еще 21 апреля. Власти решили, что мы слишком много знаем о бюджете страны. Гораздо больше, чем нам положено по чину. И решили исправить этот недочет. Наверное, тем самым хотели улучшить наш сон. Ведь известно же: меньше знаешь – крепче спишь. А сон – великое дело. Поспал ночью хорошо – работаешь лучше. Экономика, опять же, от этого крепнет, и бюджету хорошо. Как ни крути, а от этого решения – одна только польза. Документ гласит, что до 1 февраля 2012 года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете данные о величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, сведения об объемах поступивших на их счета средств, а также о том, где они размещены и как используются. И это правильно, как говаривал приснопамятный Горбачев. Что мы можем там понять со своими куцыми умишками? Только голова начнет болеть. Да и не зависит от нас ничего: куда захотят – туда и разместят, нас не спросят. А раз так, чего уж тогда… Также вплоть до 1 января 2013 года Минфин перестанет размещать на своем сайте и информацию о размерах и направлениях расходования нефтегазовых доходов бюджета. Об этом сообщает издание «Особая буква». И это тоже правильно, поддерживаем! Нечего всем совать нос в нефтяные и газовые доходы. Они этого не любят. А то будет, как у той любопытной Варвары, которой на базаре нос оторвали. Тем не менее, некоторые злопыхатели-эксперты говорят, что таким образом правительственные чиновники пытаются скрыть от общественности убыточность этих фондов. Дескать, где-то не там разместили их средства, и теперь обделались, т. е. понесли убытки. Не верим ни единой секунды! Не такие у нас чиновники, чтобы так лохануться. Наши чиновники – это голова! Им палец в рот не клади. С просьбой развеять наши сомнения (т. е. укрепить уверенность) мы обратились к директору Института проблем глобализации Михаилу Делягину. – Есть ли какие-нибудь обходные пути, чтобы высчитать закрытые данные о фондах другим образом? – Нужно познакомиться с симпатичной девушкой из Минфина, и она вам все расскажет. – А из официальных данных? – Никак. Есть отчет об исполнении бюджета за год, там имеется статья «Остатки средств на счетах бюджета». Но эти средства – сумма четырех вещей: средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, средства, которые просто валяются на счетах бюджета без какой-либо огласки, а также средства, которые бюджет дал бюджетополучателям, но еще не разрешил их использовать. Разграничить эти 4 категории вы не можете. – Не является ли это засекречивание сигналом того, что происходит «приватизация» управления бюджетом, и чиновники получают право распоряжаться им по своему усмотрению? – Если человек является грамотным специалистом, то чем больше света, тем лучше, потому что он украдет при свете дня, и вы это не заметите и не поймете. Я думаю, что в Минфине падает уровень, как и везде. Это – первая проблема. А вторая проблема – предположительно в том, что они просто понесли какие-то офигенные убытки в связи с падением рейтингов Греции и, самое главное, Португалии. Они вкладывались в их ценные бумаги и теперь просто хотят спрятать убытки. – Засекречивают ли бюджетные данные в других странах? – Я думаю, что в Китае, например, вся статистика носит довольно странный характер: никто не знает, в какой степени она соответствует действительности. Понятно, что в несимпатичных и недемократических странах качество статистики ниже, в демократических – выше. Общая стратегия нашего государства на закрытие общественно значимой информации не может не тревожить. Это – уже устойчивый тренд. Тот же самый Минфин 2,5 года назад закрыл информацию по структуре расходования бюджета, теперь закрывает эту информацию, притом, что она никому не мешала. Ведь всегда все можно объяснить. Если бы сейчас вышел начальник соответствующего департамента из Минфина, развел руками и сказал: «Да, мы понесли убытки», – никто бы не кинул в него камнем. Понятно, что есть кризис, понятно, что их предупреждали, а они не вняли предупреждениям, но они – в хорошей компании, потому что убытки понесли и многие международные инвестиционные банки. Боюсь, что на самом деле здесь есть еще два фактора, которых мы не учитываем. Во-первых, наверное, кто-то нарушил структуру валютных вложений и слишком много вложил в евро, нарушив тем самым распоряжения правительства. Внутри месяца можно хоть 90% вкладывать в евро, важно, чтобы на первое число было 45%. Во-вторых, по бюджетным проектировкам Минфина 1 трлн бюджетных рублей нужно положить на депозиты банков в этом году. Наверное, это – средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, операция потенциально коррупциогенная, и никто не хочет с этим связываться. Грубо говоря, палиться. И, наконец, третье. Меня очень напрягло, что срок действия этого решения – до 1 февраля 2012 года. Президентские выборы у нас – в марте. Т. е. кто-то уже сегодня закладывает, что данная статистика может быть использована в избирательной кампании. Понятно, что к 1 февраля 2012 года Резервного фонда не будет точно, а от ФНБ если что и останется, то жалкие ошметки. Это соответствует проектировкам самого Минфина. Такого рода закладывание означает, что Минфин уже готов участвовать в избирательной кампании на чьей-либо стороне. А с другой стороны, всегда можно будет продлить действие этого постановления, и тогда эти данные будут открыты 1 мая 2012 года, 1 января 2020 года и т. д. Пока предварительно установлен срок 1 февраля 2012 года, т. е. за месяц с лишним до выборов. Меня это напрягает. Я понимаю, что есть экономика, что в ней есть некоторый бардак, что политика – дело циничное, но, знаете, всякому цинизму есть свои границы. Грубо говоря, к терактам во время избирательной кампании мы уже привыкли, а вот к открытию данных об исполнении бюджета, которые до того были закрыты, – это несколько другой уровень. Не надо так делать. – Почему такое важное решение принял Путин, а не Медведев? – Это в пределах полномочий премьер-министра. Это – те «блохи», которые находятся в компетенции правительства. Президент не будет заниматься ведомственной статистикой. – Но президент может и отменить это решение, если захочет? – Он может дать поручение премьеру. Но, учитывая нынешнее соотношение сил, захочет премьер исполнять его поручение или не захочет – это дело дискуссионное. Н-да. Не получилось что-то укрепления уверенности. Ну да уж что есть. Сказал же кто-то когда-то, что политика есть продолжение экономики. Вот вам и иллюстрация верности этого утверждения. Источник: http://news.km.ru/rudniczkij |